МБОУ Сюмсинская СОШ
с. Сюмси, Сюмсинский район, Удмуртская Республика
  • Помощь в трудной ситуации

    телефон доверия

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия:

    8-800-2000-122 (круглосуточно)

    Уважаемые учащиеся, родители (законные представители), педагоги!

    В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:

    Социальная помощь

    Социальный педагог проведит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяя учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживает тесную связь с родителями, классными руководителями, учителями - предметниками, медицинскими работниками, психологом, администрацией школы, инспектором ПДН, Комиссией по делам несовершеннолетних, Отделом социальной защиты населения. 

    Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

    - Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

    - Поддерживает связи с родителями; с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Сюмсинского района.

    - Изучает социальные проблемы обучающихся, воспитанников;

    - Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

    - Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных, опекаемых, потерявших кормильца, неполных.

    - Ведет индивидуальную консультационную работу с классными руководителями, родителями;

    -  Выступает на общешкольных и классных родительских собраниях.

    Главные задачи социального педагога

    • Социальная защита прав детей
    • Создание благоприятных условий для развития ребенка
    • Установление связей и партнёрских отношений между семьей и школой

    Направления работы

    • Диагностическое и аналитическое – формирование банка данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;

    • Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей-предметников;

    • Коррекционно-индивидуальная работа с «трудными» детьми, с целью усиления позитивных влияний социальной среды;

    • Социально-профилактическое - установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности по наркомании, курению, алкоголизму и терроризму.

    Социальный педагог

    Психологическая помощь

    Зачем нужна школе психологическая служба?

    Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. 

    Основные направления работы

    В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

    • Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.
    • Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.
    • Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 
    • Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

    Психологическая помощь оказывается всем участникам образовательного процесса: детям, родителям (законным представителям) и педагогам

    Кому оказывается психологическая помощь?

    • детям
    • родителям (законным представителям)
    • педагогам

    Ученику может казаться, что школьный психолог не выполняет никаких важных функций. Он приходит в класс раз в полгода, чтобы провести какой-нибудь письменный тест, а в остальное время его не видно и не слышно.

    На самом деле у школьного психолога выделены часы на индивидуальную работу с учениками, и он находится в школе, чтобы помогать детям и подросткам справиться с жизненными трудностями. Поэтому вы всегда вправе обратиться к нему за психологической консультацией.

    Есть несколько самых распространённых запросов, с которыми подростки идут к психологу:

    • конфликты в семье и отношениях с родителями;
    • конфликты со сверстниками;
    • сложности с гендерной и сексуальной самоидентификацией;
    • накопившийся стресс;
    • желание определиться со своим будущим и научиться распределять время при подготовке к экзаменам.

    Зачем обращаться к психологу и почему это не стыдно

    Через тяжёлые эмоциональные переживания происходит взросление абсолютно всех подростков. Каждый человек в некоторые периоды жизни чувствует себя одиноким, потерянным и отчаявшимся. Прожить и преодолеть эти эмоции могут помочь как близкие, так и квалифицированный психолог — и одно здесь не заменяет другого.

    К сожалению, в обществе всё ещё сильно табуирована психотерапия: человек, обращаясь за психологической консультацией, может столкнуться с осуждением окружающих. Особенно это распространено в среде подростков: сверстники могут начать смеяться, называть слабаком или ябедой.

    Чаще всего такой смех говорит о смущении и неловкости, которое вызывает тема психотерапии у подростков. Это можно понять: в Советском Союзе не принято было обращаться к психологам, поэтому сейчас в России привычка делиться переживаниями со специалистом только начинает приживаться в обществе. Новое и необычное очень часто вызывает страх, и людям свойственно переживать его через высмеивание.

    Помните о том, что другие люди не должны влиять на ваше желание проявить заботу о себе и своём психологическом состоянии. Обращаясь к психологу, вы учитесь эмоциональной грамотности, которая обязательно поможет вам во взрослой жизни.

    Как понять, что стоит обратиться к психологу

    Часто под влиянием эмоций ситуация кажется неразрешимой. В таком случае психолог поможет отделить чувства от фактов, посмотреть на действительность трезвее и придумать варианты решения.

    С другой стороны, и взрослые и дети склонны преуменьшать тяжесть своих переживаний. Многие не просят помощи из-за того, что им кажется, что все окружающие легко справляются со своими проблемами самостоятельно. Однако в вопросах психологического здоровья не стоит ориентироваться на окружающих — важно, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

    Даже если вам кажется, что вы расстраиваетесь из-за пустяков, не стесняйтесь поговорить об этом со школьным психологом. Он находится в школе специально для того, чтобы помочь вам чувствовать себя увереннее.

    Психолог может быть полезен также в некоторых случаях, когда вы сами не замечаете проблемы со своим состоянием. Обратиться к психологу стоит в следующих случаях:

    • вы часто испытываете тревогу и находитесь в состоянии стресса;
    • у вас проблемы со сном или питанием.

    Если вы на протяжении длительного времени испытываете подавленность, можно самостоятельно пройти подростковый тест шкалы Бека.

    Обращение к психологу — это анонимно?

    По закону ребёнок до 15 лет не может получать психологическую помощь без согласия родителей. Такое согласие часто подписывается при оформлении ребёнка в школу.

    Если вам нет 15 лет, вы также можете обратиться к школьному психологу с любым вопросом, но у него будет меньше полномочий в работе с вами.

    Деятельность школьных психологов мало регламентируется, поэтому ситуация во всех учебных заведениях разная. Если вы беспокоитесь о том, что психолог распространит информацию, полученную от вас, стоит ещё до начала личной беседы прямо уточнить все тонкости, связанные с анонимностью.

    Любой школьный психолог, услышав об опасности здоровью и жизни ученика, будет обязан передать информацию администрации школы или другим органам, чтобы защитить ребёнка. Это распространяется даже на учеников школы, которым уже исполнилось 18 лет.

    Методическая помощь педагогам

    Основой успешного образовательного процесса являются правильно определенные методы обучения. Для того чтобы их целенаправленно выбрать, необходимо проанализировать особенности каждого ученика в классе, а именно: уровень саморегуляции, тип мотивации, особенности когнитивных процессов и нервной системы.

    Осуществление работы в данном направлении деятельности не входит в обязанности учителя, но является немаловажным в успешности обучения детей. Поэтому здесь необходима помощь психолога для школьного педагога. Без привлечения психологического сопровождения в ежедневную педагогическую практику не будет желаемых и нужных результатов, как для учеников, так и для учителя.

    Психолог компетентен в вопросах сплочения классных коллективов, а также пропаганды здорового образа жизни, далекого от различного вида зависимостей и возникновения конфликтов. Помимо этого, школьный психолог может помочь учителю в оценке достоинств и недостатков той или иной стратегии взаимодействия педагога с классом и родительским коллективом.

    Приглашение психолога на родительское собрание. На данный момент в школах широко применяются различные формы проведения родительских собраний – диспуты, тренинги, ролевые игры, «мозговой штурм» и др.  

    Именно при слаженной работе школьного педагога и психолога будет осуществлен желаемый результат – воспитание здоровой, всесторонне развитой личности обучающихся.

    Педагог-психолог

    Глызина Елена Петровна.
    Глызина Елена Петровна
    Высшая категория/Педагог-психолог

    Служба школьной медиации

    Школьная медиация – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

    Главная цель школьной службы примирения – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Работа службы медиации направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении конфликтов.

    Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится

    Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится оказать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникших в образовательной организации.
    Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.
    Главными участниками встречи будете вы сами.

    Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медации

    Медиация необходима в следующих случаях: 

    - Когда необходимо прийти к тому или иному решению в результате переговоров и закрепить его документально; 
    -  Когда между сторонами есть договоренности, которые они не могут раскрывать третьим лицам, и хотят сохранить конфиденциальность; 
    -  Когда раздражение и эмоции препятствуют эффективному общению сторон; 
    -  Когда стороны ограниченны временными рамками и экономят средства; 
    -  Когда стороны хотят оставаться в партнерских или добрых отношениях.

    Если вы:
    - поругались или подрались; 
    - если вас обижают в классе; 
    - у вас что-то украли, вас побили, и вы знаете обидчика;

    - считаете что к вам придираются без причины.

     То вам нужна программа примирения, которая  может проводиться службой только при добровольном участии всех сторон конфликта. Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача – помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт. Главными участниками встречи будете вы сами.

    Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой

    1.     Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

    2.     Сторонам больше 10 лет.

    3.     Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);

    4.     Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

    5.     Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече возможно присутствие взрослого ведущего

      Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. 

      В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

             В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

    На встрече выполняются следующие правила

    1. Встреча проходит за закрытыми дверями. Стороны соглашаются сохранять конфиденциальность предстоящего разговора.
    2. Участники встречи: конфликтующие стороны и ведущий. + «Поддержка», если это необходимо. На присутствие «поддержки» необходимо получить согласие другой стороны.
    3. Ведущий – нейтральный посредник, он не выступает ни судьей, ни чьим-то защитником, не выказывает предпочтение ни одной из сторон, не оценивает ситуацию.
    4. Участие во встрече абсолютно добровольное. Каждая сторона подтверждает свое добровольное решение участвовать во встрече.
    5. В любой момент участник может прекратить, перенести встречу, переговорить наедине с ведущим, если в том появится необходимость.
    6. Во время разговора необходимо говорить от своего имени, обращаться напрямую к собеседнику, а не через ведущего.
    7. Участников предупреждают, что во время разговора нельзя перебивать друг друга, оскорблять, оспаривать.
    8. В результате договоренности сторон о том, как должна разрешиться ситуация, возможно заключение письменного договора.

    Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы

    Социальный педагог

    Уполномоченный по правам ребенка

    Уполномоченный действует в соответствии с Указом Главы УР № 435 от 9декабря 2014 г., Положением об Уполномоченном при Главе Удмуртской Республики по правам ребенка, утвержденным Указом Главы Удмуртской Республики 2 февраля 2015 года № 4.

    24 сентября 2019 года Государственным советом Удмуртской Республики принят Закон Удмуртской Республики «Об Уполномоченном по правам ребенка в Удмуртской Республике» (зарегистрирован 15.10.2019 №53-РЗ).

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

    Уполномоченный по правам ребенка в Удмуртской Республике  - Авдеева Ольга Леонидовна 

    тел. (3412) 571-049
    Сайт Уполномоченного по правам ребенка в Удмуртской Республике
    Адрес электронной почты:  AvdeevaUp@yandex.ru

    Основными цели и задачи уполномоченного образовательного учреждения

    В соответствии с Закон Удмуртской Республики «Об Уполномоченном по правам ребенка в Удмуртской Республике», Уполномоченным реализуются следующие задачи:

    -       осуществление мониторинга и анализа реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории Удмуртской Республики;

    -       принятие в пределах своих полномочий мер по предупреждению и пресечению нарушению прав и законных интересов детей;

    -       осуществление  приема граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

    -       осуществление сбора, изучения и анализа информации по вопросам нарушения прав и законных интересов детей, возникающих в результате действия (бездействия) органов государственной власти.

    -       анализ правоприменительной практики, осуществляемой в  Удмуртской Республике, на предмет наличия пробелов в законах и иных нормативных правовых актах Удмуртской Республики, касающихся защиты прав и законных интересов детей.

    Приоритетной задачей Уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Уполномоченный по правам ребёнка в Удмуртской республике

    Куда ещё можно обратиться

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики":

    Налимова Лариса Михайловна - Главный специалист-эксперт по делам несовершеннолетних Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики"

    т. 8 (34152) 2-17-68

    e-mail: kdn-sumsi@yandex.ru

    сообщество в ВК - https://vk.com/kdnsumsi

    Оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике

    Перечень категорий граждан,

    имеющих право на бесплатную юридическую помощь

    (часть 1 статьи 5 Закона Удмуртской Республики № 70-РЗ от 17.12.2012 г.

    «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике»)

    1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Удмуртской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

    2) инвалиды I и II групп, а также неработающие граждане, получающие страховую пенсию по старости и являющиеся инвалидами III группы, за исключением лиц, бесплатная юридическая помощь которым оказывается в соответствии с пунктом 5 части 1 настоящей статьи;

    3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, граждане Российской Федерации, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (далее - полные кавалеры ордена Трудовой Славы);

    3.1) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

    3.2) супруг (супруга) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны;

    3.3) ветераны (инвалиды) боевых действий, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам защиты их прав и интересов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки;

    3.4) нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) ветерана (инвалида) боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе нетрудоспособные родители погибшего (умершего) ветерана (инвалида) боевых действий, а также нетрудоспособные супруга или супруг погибшего (умершего) ветерана (инвалида) боевых действий, не вступившие в повторный брак, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам защиты их прав и интересов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки;

    4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

    4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

    4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

    4.3) лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшие свое право на получение жилого помещения, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с предоставлением жилого помещения, а также с обеспечением и защитой их прав и законных интересов;

    4.4) лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам умерли оба родителя или единственный родитель, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой их прав и законных интересов;

    4.5) родитель, воспитывающий совместно проживающего с ним ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, по вопросам взыскания алиментов;

    5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

    6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

    7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

    8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

    8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

    а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

    б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

    в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

    г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

    е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

    9) другие категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами.

    Документы

    • Все документы
    • Памятки
    • Региональные
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie